Попасть на Утес Степана Разина мы задумали задолго до того, как это нам удалось сделать. Как обычно, останавливала нехватка времени. Но задуманное, как известно, надо осуществлять, и вот, подгадав с погодой, тронулись…
По пути решили заехать в Усть-Золиху и Каменку, в которых находятся две католические кирхи — близнецы: первая, построена в 1912 г., а вторая — в 1907 г. Забегая вперед, скажу, что в Каменку мы не попали (решили оставить на потом), а в Усть-Золиху заехали.
Церковь находится в плачевном состоянии, но это состояние придает ей какой-то торжественно-печальный вид:
Когда-то окна были украшены разноцветными витражами, но теперь они все выбиты. Мы увидели только один маленький кусочек синего стекла в самом верхнем окне, но на этой фотографии он не получился. Можно посмотреть фотографии нашей следующей поездки в Усть-Золиху, где хорошо видно этот витраж.
Практически все деревянные перекрытия провалились, скоро и эти оставшиеся доски рухнут (надеюсь, не на ваши любопытные головы).
По словам местных жителей, часы, установленные на главной башне, исправно ходили несколько десятков лет после разрушения кирхи, пока кто-то их не утащил.
Ну как можно было уничтожить такую красоту?
На самом деле башня стоит ровно, просто на фотографии она получилась немного пизанской.
Недалеко от сюда находится город-герой Волгоград. Во время Великой Отечественной Войны, а точнее во время обороны Сталинграда, эта местность должна была стать следующим оборонительным пунктом (в случае прорыва). Церковь — самая большая постройка во всей округе, должна была стать крепостью. Все окна были наполовину заложены кирпичом и превращены в амбразуры. На фотографиях это хорошо видно.
Последний снимок, и мы помчались из немного мрачной атмосферы кирхи к просторам утеса Степана Разина,
где царит мир и любовь…
… во всех ее проявлениях.
Путь к утесу проходит через село Белогорское, до которого ведет ужасная дорога, засыпанная булыжниками размером с футбольный мяч.
В село мы попали в полдень, и на улицах не было ни души, за исключением одного аборигена, показавшего нам дорогу за связку разноцветных бус (шутка).
Это, судя по всему, школа. В окне кабинета географии виднелись развешанные на стенах географические карты и портреты путешественников (наших портретов, почему-то не было)
На горизонте показалась Волга…
… а следом и утес.
Дорога и вся растительность вокруг покрыта мелкой белой пылью.
В этих краях изготовляли алебастр. А вот и уцелевшая печь для обжига извести — единственное, что осталось от завода. Завод находился на дне глубокого оврага, по склонам которого вьется серпантином дорога, ведущая к Волге.
Башня держится на металлических стяжках и честном слове.

Башня печи. Печь для обжига извести. Утес Степана Разина. Красноармейский район. Саратовская область.
Сделав несколько снимков изнутри, едем дальше.

Изнутри. Башня печи. Печь для обжига извести. Утес Степана Разина. Красноармейский район. Саратовская область.
Извилист путь к утесу: с окрестных холмов к Волге устремляются многочисленные глубокие овраги, которые приходится подолгу объезжать по едва заметным колеям.
Но вот мы и на вершине! Плывут пароходы — «Привет Мальчишу!»
Волга настолько ярко-синяя, что аж глаз режет…
… и широка-а-а-я…
Но тут восторги сменились раздумьями: как жарить шашлык? Мангала у нас нет, а вокруг ни одного камушка, чтобы сделать его подобие…
… поразмыслив, трое Сизифов отправились за камнями вниз — к Волге.
Подъем наверх с камнями занял бесконечное количество времени (по крайней мере, всем так показалось), но не в наших правилах отступать, и вот уже мы протянули подгибающиеся ноги на вершине, под облюбованной березой.
Шашлык.
Позвольте представить: Степан Разин — сытый и довольный!
Вечер вверг нас в еще одну пучину раздумий: оказалось, что на троих у нас имеется спальный мешок (одна штука) и одеяло байковое (одна штука). Как назло, начало холодать, и поднялся сильный ветер. Волга превратилась из ярко-синей в свинцовую.
Несмотря ни на что, ночь прошла без происшествий: трое бесстрашных путешественников лежали на расстеленном спальном мешке и всю ночь удерживали байковое одеяло от попыток вырваться и улететь в Волгу. Все вещи вели себя как у Корнея Чуковского: «Одеяло убежало, улетела простыня…». Иногда мне казалось, что машина тоже порывается покатиться кубарем с утеса.
Но все закончилось благополучно. Домой мы ехали отдохнувшие и довольные. Это был самый длинный из хороших дней в жизни — к такому мнению мы пришли единодушно.